Модные тренды все еще существуют?

Больше не существует четких границ между сезонностью коллекций, их число увеличилось с 4-х в год до 8, 16, 52. Мы наблюдаем беспрерывный поток новинок в виртуальном пространстве и социальных сетях. Только представьте, всего за несколько часов пост в Instagram может создать новый тренд или уничтожить его. Что же стало с традиционными модными тенденциями?

Закон Лавера

В 1937 году английский автор, критик, куратор и историк моды Джеймс Лавер составил элементарный график того, как меняются модные тренды. Согласно его схеме, если тренд используют в свое время – это «умно», если за год до появления – «смело», на 20 лет позже – «смешно», а через 50 лет тенденция вновь входит в моду.

На протяжении многих лет закон Лавера отражал реальность и работал без перебоев. В 20 веке с развитием промышленности и массового производства скорость смены тенденций увеличилась, но они все еще сохраняли относительно длинный и предсказуемый жизненный цикл. Каждый год модные дома выпускали увесистые книги с прогнозами модных трендов будущих сезонов: ткани, цвета, силуэты. Дизайнеры и бренды работали с этими «библиями» и создавали коллекции, которые поступали в продажу только через несколько лет.

Как изменяются модные тенденции

Социальные медиа и мода отныне неразрывны. Блоги, Instagram, Facebook и другие платформы способны создать и распространить тренд по всему миру за несколько часов, они же способны уничтожить новинки на этапе зарождения.

«Сегодня идея того, что какой-то человек может сидеть в комнате и решать, какие цвета будут в моде через 2 года, кажется абсурдной», – говорит Марк Ворф. В 1997 году он и его брат Джулиан основали Worth Global Style Network (WGSN) – компанию по прогнозированию тенденций, их клиентами стали Coach, Kate Spade, H&M и Victoria’s Secret. Марк считает, что современная мода требует совершенно иного подхода к пониманию трендов, поэтому он основал новую компанию Stylus, которая предоставляет услуги по творческим исследованиям и дает рекомендации по ведению модного бизнеса.

«Мы не прогнозируем тренды. Мы обеспечиваем вдохновение для дизайнеров и брендов, чтобы они сами создавали новые течения. Мы следим за тем, как меняются модные тенденции, пытаемся понять их дальнейшее развитие, но не являемся «fashion-предсказателями» в традиционном значении этого слова. Социальные медиа сегодня диктуют тенденции. Они возникают в одночасье, и исчезают почти так же быстро», – утверждает Марк.

«Быстрая мода» и масс-маркет (Zara, TopShop) сократили жизненный цикл трендов, а fashion-блогеры, онлайн-журналы и сами потребители «гонят» их со скоростью света. Все хотят получить все и сразу, никто не хочет ждать 2 года, чтобы носить понравившийся фасон или цвет.

«Слово «тренд» очень похоже на «люкс» – никто на самом деле не знает, что это такое, где оно начинается и заканчивается», – говорит Пьер-Франсуа Ле Лойет – президент парижского агентства по прогнозированию тенденций NellyRodi. Он утверждает, что в социальных сетях мода стремительна и недолговечна, поэтому компания использует особый метод прогнозирования. В 18 странах работают их представители, которые составляют отчеты обо всех новинках и тенденциях на разных рынках. В итоге, каждому клиенту предлагаются разнообразные решения и специфичные тренды, основанные на целях, рынках, целевом потребителе и позиционировании каждого конкретного бренда.

«Модные компании больше не продают сезонные товары и коллекции. Им важнее работать над уникальностью бренда, над тем, кто они, как отличиться от конкурентов и найти своего покупателя, – уверен Пьер-Франсуа. – «Тренды – это инструменты, которые помогают показать клиентам, как вы и ваш бренд понимаете изменения в мире».

Больше новостей мира моды и дизайна в блоге института Марангони.

Comments

comments