Айкин Арипова – ведущий дизайнер Кыргызстана, получившая образование дизайнера одежды в школе Марангони. Талантливая выпускница создает коллекции собственного бренда Aikin Aripova, управляет шоурумом и принимает частные заказы на пошив уникальных вещей. В интервью она поделилась воспоминаниями из детства, рассказала о мечте учиться в парижском кампусе Istituto Marangoni, важной роли мамы в переломный момент жизни и непростой работе дизайнера одежды.
Когда и почему вы выбрали профессию дизайнера одежды?
Рисовать я начала года в 4, у нас сохранились фэшн-журналы, на страницах которых я изобразила свои «шедевры». В 3 или 4 года произошел смешной случай. Вечером мама подобрала мне одежду в детский сад, а утром я отказалась ее надевать, устроила настоящую истерику. Взамен я сама достала какие-то вещи. Мама устала со мной бороться, мы уже опаздывали, поэтому она надела то, что выбрала я. По ее мнению, я была похожа на чучело. Такое повторялось вновь и вновь. Мама пожаловалась сестре, а та посоветовала не препятствовать моему желанию, т.к. это разовьет мой вкус. Думаю, данная мне свобода сыграла важную роль в выборе профессии дизайнера одежды.
Самое интересное, что, когда пришло время поступать в институт, я сама придумала сложности. С детства я принимала участие в конкурсах красоты, выступала в роли модели и победила на «Мисс Кыргызстана». Мне хотелось доказать себе, что я способна на большее, чем рисовать и наряжаться. В итоге, поступила на математический факультет и даже получила стипендию. По прошествии полугода моя мотивация сошла на нет, стало скучно, тяги к математике не было. Я поняла, что должна заниматься только любимым делом. Перевелась на другой факультет, и жизнь стала ярче.
Что вы чувствовали, вернувшись к любимому делу?
Я испытывала самые яркие эмоции. Если хотела новое платье, то просто шила его. Когда приходила в нем на вечер, девушки восхищались и хотели такое же. Все началось с узкого круга друзей и знакомых. Я уверена, что эмоции намного важнее коммерческой отдачи, но при этом необходимо уметь продать свой продукт.
Повлияла ли мама на ваше профессиональное становление?
Мама никогда особо не направляла меня, но всегда давала свободу выбора, поддерживала, не заставляла и не отговаривала. Думаю, что это правильный подход. Например, я всегда мечтала учиться на дизайнера одежды в Istituto Marangoni в Париже. Стоимость была высока, поэтому я подала документы в другие вузы в Нью-Йорке и в Лондоне. В оба меня приняли, я остановила выбор на лондонском вузе, но мне не дали учебную визу. Естественно, я безумно расстроилась, даже решила бросить мечту об обучении моде за рубежом и вложить средства в открытие шоурума. В этот переломный момент мама сказала: «Ты всегда мечтала о Париже. Не предавай мечту». Я связалась с парижским институтом Marangoni, и оказалось, что попадаю последним студентом на курс по дизайну одежды. Визу получила без проблем и вскоре с собранными чемоданами отправилась в столицу Франции.
Мама оказалась права, я теперь с ней полностью согласна: не стоит жалеть денег на образование, тем более на обучение дизайну одежды. Я задавала вопрос профессионалам мира моды: «Что лучше, вложить деньги в бизнес или образование?», и все отвечали, что, конечно же, в образование. Так оно и оказалось. Представляете, я училась тонкостям fashion-дизайна у опытных профессионалов, замечательных людей. На самом деле, я готова работать помощником и приносить иголочки, лишь бы общаться с ними и перенимать их знания.
Многие думают, что профессия фэшн-дизайнера – это сплошное творчество. Но в такой работе требуется упорство и выдержка, плюс знания тонкостей индустрии моды, на что требуется много времени. У вас бывают авралы?
Но постоянной основе! Мой преподаватель по fashion design Томас всегда говорил: «Все дизайнеры – истеричные люди». И правда, мы только кажемся спокойными. На самом деле все истерики и истерички, ведь приходится находиться в вечном состоянии дедлайна. Сначала мы готовим лукбук, потом показ, должны всех опережать и прогнозировать. Людям надоедает носить старые вещи, они хотят новые формы и цвета, а наша задача – предугадать их желания и выпустить коллекцию прежде, чем они осознают, чего хотят. А прибавить к основной работе над брендом еще и частные заказы… В общем, работать сверхурочно – это про меня, про всех дизайнеров одежды.
Вы считаетесь одним из лучших дизайнеров Кыргызстана. Клиенты осыпают вас похвалами и восторгами. Как вы считаете, почему вам доверяют? Как вам удалось добиться такого признания?
Я никогда не преследовала цели – быть лидером. Просто хочу, чтобы клиенты оставались довольны, а наряды Aikin Aripova надевали в приятные моменты жизни. Стараюсь выпускать такую одежду, которую легко носить несколько сезонов, чтобы она служила как можно дольше. А про доверие клиентов, даже не представляю, как мне удалось заслужить его. Я отношусь ко всем одинаково, стремлюсь уделить внимание каждому, завожу с ними дружеские отношения. Кстати, многие клиенты со мной с первых дней существования бренда Aikin Aripova, я очень признательна им за это.
Какой совет вы можете дать всем молодым людям, которые хотят пройти обучение на дизайнера по одежде?
Для работы в сфере моды вам потребуется не только талант, но и трудолюбие. Случаются моменты, когда не хочется ничего делать, но нужно идти к своей цели и не опускать руки. Ваша задача сделать продукт, за который не будет стыдно. Важно все: общение с клиентами, коллегами, партнерами, сотрудниками. Делайте все с любовью!
Задать любые вопросы об обучении моде за границей, программах парижской школы Marangoni и процедуре зачисления вы можете консультантам STUDIES&CAREERS.